Галина Зебзеева – главный эпидемиолог Оренбургской области о ситуации с ВИЧ-инфекцией в Оренбуржье.
Галина Андреевна, еще лет 30 назад никто из нас, наверное, и не знал, что такое ВИЧ, к какой страшной эпидемии приведет этот вирус. Когда он появился и почему в нашем регионе отмечается распространение ВИЧ?
– ВИЧ-инфекция существует в России с 1987 года. До 1999 года в Оренбургской области было всего 14 случаев ВИЧ-инфекции. Причем все они были завезенные из других регионов.
Ситуация кардинально изменилась летом 1999 года, когда мы обратили внимание, что резко возросла заболеваемость гепатитом В, и вскоре получили 50 положительных результатов на ВИЧ. Это нас насторожило. Оказалось, эти лица инфицировались при употреблении наркотических препаратов. В регион поступил героин, его активно распространяли среди молодежи и даже школьников – от 16 до 20 лет.
Тогда мы решили провести активный поиск людей, которые возможно попали в эту ситуацию. Сделали выборку обращений в «скорую помощь» по поводу отравлений наркотическими веществами, и оказалось, что таких обращений было зарегистрировано около 1500. И мы всех этих граждан постарались привлечь на добровольной основе к обследованию на ВИЧ. Они согласились. И практически вся эта категория людей оказалась зараженной вирусом – причина в том, что тогда практиковалось введение наркотиков одним и тем же шприцем на всех.
В 2000 году к нашей работе подсоединились Орск, Новотроицк, позже – Гай и Медногорск. Начало распространения ВИЧ-инфекции по области связано именно с массовым инфицированием за счет парентерального употребления наркотических препаратов. И эти три года – с 2000 по 2002 – дали нам 30 процентов от всей заболеваемости ВИЧ-инфекцией!
Принимаются ли какие-то меры по противодействию распространению ВИЧ?
– Конечно. Еще в 2002 году при администрации г. Оренбурга была создана межведомственная комиссия по профилактике ВИЧ-инфекции, на заседаниях которой обсуждаются приоритетные направления профилактической работы с определенными группами населения.
В 2011 году такая же комиссия начала работать и при правительстве области. В нее входят представители региональных министерств – здравоохранения, образования, социального развития, труда и занятости, департамента молодежной политики, религиозных конфессий, НКО.
А в 2016 году в России была принята государственная стратегия профилактики ВИЧ до 2020 года и дальнейшую перспективу, где поставлены цели – увеличить охват населения обследованием на ВИЧ-инфекцию для раннего выявления заболевания и антиретровирусной терапией, увеличить число информированных граждан по вопросам ВИЧ. Аналогичная стратегия принята в области.
Какова сегодня ситуация по заболеваемости в области? Наш регион по-прежнему в «тревожном» списке?
– В Оренбуржье сегодня 24 тысячи людей, живущих с ВИЧ. Это примерно 1,2 процента населения области. И это не считая тех, кто обследовался анонимно.
В среднем десять из ста человек не хотят раскрывать своего «лица». Хотя потом многие желают официально встать на учет, чтобы получать лечение.
Но сколько инфицированных еще не встали на учет – вопрос открытый, что и настораживает. Потому что они остаются источниками заболевания, тем более с учетом срока давности заражения у них нарастает вероятность передачи вируса другим.
Что касается положения Оренбуржья на фоне всех регионов, то наша область входит в список из 24 территорий с самым высоким уровнем пораженности ВИЧ-инфекцией.
Насколько много выявляется сейчас новых случаев заболевания?
– Стоит отметить, что наступила некоторая стабилизация ситуации, каждый год регистрируется в пределах двух тысяч новых случаев. Тогда как было время, когда выявлялось и 4,5 тысячи. Но, подчеркиваю, это не означает, что каждый год такое количество инфицируется.
Человек может на протяжении года и не знать, что заражен, потому что симптомы в начале заболевания очень схожи с ОРЗ и другими инфекционными болезнями, и он не обращается за обследованием на ВИЧ.
Каким путем люди чаще всего заражаются ВИЧ-инфекцией?
– Если в 2000-х годах заражались в основном через употребление инъекционных наркотиков, то сегодня преобладает половой путь инфицирования – свыше 80 процентов всех случаев. Причем статистика опровергает мифы: те, кто считает, что вирус распространен лишь в маргинальных слоях населения и среди гомосексуалистов, ошибаются. Среди заразившихся немало граждан вполне благополучных, работающих.
Это молодые люди или взрослые?
– Изменился и возрастной состав. Если лет 20 назад это были подростки, молодежь до 20 лет, то сейчас ВИЧ-инфекция выявляется чаще всего у лиц, которым от 30 до 40 лет и от 40 до 50. Соотношение мужчин и женщин составляет 56 и 44 процента соответственно.
Кто входит в группу риска, кто более всего подвержен опасности заражения ВИЧ-инфекцией?
– Так как вирус передается через кровь и незащищенный половой контакт, то понятно, что рискуют секс-работники и те, кто пользуется их услугами, потребители наркотиков, гомосексуалисты, а также люди, пользующиеся услугами сомнительных салонов татуировки и пирсинга. Однако это наиболее уязвимые группы.
Риск инфицирования может быть и при частой смене партнера, контактах одновременно с несколькими партнерами. Например, был звонок в наше учреждение: когда нужно обследоваться на ВИЧ после полового контакта со случайным партнером. А не лучше сначала подумать о личной профилактике?
Случаев заражения, связанных с оказанием медицинской помощи, в нашей области не выявлено.
Должна ли проводиться профилактическая работа с группами риска?
– Мы давно ведем эту работу. Причем совместно с некоммерческими организациями. Там работают консультанты «равный равному», группы взаимопомощи – они выходят даже к таким «закрытым» категориям, как секс-работники, наркоманы, лица, освободившиеся из мест заключения.
Другая НКО активно работает с волонтерами, которые являются нашими незаменимыми помощниками по всей области. Они на равных общаются с молодежью, рассказывают о проблемах и профилактике ВИЧ.
Так что благодаря совместной работе с НКО мы получили определенные положительные результаты. Большое внимание уделяется информационно-просветительской работе – это размещение баннеров, видеороликов, трансляция специальных телепрограмм, распространение стикеров и листовок, проведение массовых акций с экспресс-тестированием.
Все это делается для того, чтобы население понимало: определенный риск есть у каждого и нужно думать о своем здоровье в плане ежегодного обследования на ВИЧ-инфекцию.
Допустим, человек решил провериться на ВИЧ-инфекцию – где он может это сделать? Это обследование бесплатное?
– Обследоваться на ВИЧ-инфекцию можно практически в любом медицинском учреждении и абсолютно бесплатно.
Если человек, проживающий в селе, не хочет это афишировать, он может приехать в один из территориальных центров СПИД – в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке, Бузулуке, п. Шарлыке. Здесь есть кабинеты анонимного обследования.
С пациентом проводят дотестовое консультирование, то есть разъясняют, для чего нужно обследование, какие результаты теста могут получиться и какие действия нужно предпринимать человеку после получения положительного результата.
Сегодня уже на ранних стадиях мы начинаем лечение. Для того чтобы снизить вирусную нагрузку, чтобы обезопасить в первую очередь близких пациента и окружающих инфицированного человека людей. Потому что чем меньше вирусная нагрузка, тем меньше вероятность его как источника заболевания.
Антиретровирусной терапией в регионе охвачено 64 процента от количества состоящих на учете. Так что лечение сегодня рассматривается как профилактическое мероприятие, а не только как способ улучшить качество жизни больного.
У вас есть конкретные примеры, когда человек с ВИЧ живет долгой полноценной жизнью?
– Конечно. К примеру, один наш пациент наблюдается у нас с 1996 года. Продолжает трудиться. Все у него нормально, потому что он регулярно посещает медицинское учреждение, получает лечение и соблюдает все рекомендации врачей. У нас очень много случаев, когда женщины с ВИЧ-инфекцией рожают по второму и даже третьему ребенку, соблюдая все меры профилактики для себя и своего малыша.
В заключение хочу призвать оренбуржцев прислушиваться к пожеланиям медицинских работников и оставаться здоровыми.