Дискриминация по отношению к ВИЧ-положительным людям – имеет ли это место в нашем обществе?Рассуждаем вместе с психотерапевтом областного Центра профилактики и борьбы со СПИД Екатериной Григорьевой.
Екатерина Геннадьевна, как вы считаете, существует ли сегодня неприязнь у людей по отношению к ВИЧ-инфицированным? Все-таки многие убеждены, что человек с таким диагнозом представляет опасность для других…
– Следует понимать, отчего могут возникать неприязнь, стигмы – из-за низкой информированности людей о заболевании. Ситуация постепенно меняется. С расширением доступности Интернета информации стало гораздо больше, как больше и возможностей для общения.
Некоторые люди со статусом «+» не стесняются своего диагноза, выходят на уровень «служения», рассказывая миру о том, что на самом деле ВИЧ-инфицированный не страшен. Исходя из своего опыта могу сказать, что чаще вижу ситуации, когда не окружающие не принимают ВИЧ-позитивного, а он сам не может принять факт наличия своего диагноза и видит много ограничений.
Это внутренняя стигма: человек не идет подавать документы на работу, потому что боится, а вдруг там попросят сдать кровь на ВИЧ? Не факт, что попросят. Кто-то считает: «Ну кому я с таким диагнозом нужен?», а ведь у всех людей отношение разное.
Проблема со здоровьем – это еще не весь человек, кроме диагноза есть же что-то еще… Мы настойчиво ведем разъяснительную работу.
Все люди разные, у каждого своя история, опыт, переживания и, наверное, все по-разному воспринимает диагноз…
– Процесс принятия диагноза проходит определенные стадии. Вначале человек видит, что заболевание его очень сильно ограничивает, он задается вопросами, сможет ли работать,иметь детей. Потом в процессе получения информации, накапливания опыта жизни с ВИЧ люди понимают: да, на самом деле я сам себя ограничиваю, когда принимаю решение за двоих (в случае, если это дискордантная пара). Вообще же наличие любого недуга ограничивает свободу жизни – взять, к примеру, сахарный диабет или заболевания опорно-двигательного аппарата. Вич-инфекция – особая болезнь, медленно развивающаяся. И если человек стабильно посещает центр СПИД, наблюдается, принимает лечение, то сказать, что явное ограничение здоровья существует, нельзя. ВИЧ-положительные мамы рожают здоровых детей, ВИЧ-инфицированные так же учатся, создают бизнес, женятся… Все как у обычных людей.
Есть и ВИЧ-положительные дети… Не испытывают ли они психологический прессинг в коллективе сверстников?
– Дело в том, что все, что касается ВИЧ-инфекции, защищено законом. То есть за распространение информации, раскрытие тайны диагноза существует ответственность.Так что люди, которые посвящены в тему, по закону не имеют права разглашать данные сведения. А во-вторых, как правило, когда ребенок маленький, родители не сообщают ему о диагнозе, просто говорят, что у него есть проблемы со здоровьем и нужно принимать препараты.
Случаев травли из-за ВИЧ-инфекции в моей практике не встречалось. Не было такого, что ребенку отказали в приеме в садик, потому что он ВИЧ-положительный, или в школе как-то это раскрылось. Это обычные дети – они учатся в различных образовательных учреждениях, посещают творческие кружки, спортивные секции.
Повторюсь, ВИЧ-инфекция – да, диагноз, но в случае наблюдения и терапии он не несет существенных ограничений по здоровью.
Общество стало более толерантным по отношению к ВИЧ-инфицированным?
– Сейчас ведется хорошая информационно-профилактическая работа. По городу висят баннеры, на остановках и по телевидению ротируются ролики про ВИЧ – тема на слуху. И люди привыкают, знают, что мы живем в таком мире, когда каждый может быть потенциальным носителем вируса, и что каждый несет личную ответственность за свое здоровье и его сохранение.
И второй важный постулат, который получает население с информацией – ВИЧ не передается через дружбу.